воскресенье, 23 сентября 2012 г.

На перевалах Яблонового хребта

Поезд подымался к вершине перевала. Уже пройдена большая часть трудного подъёма. За окном паровозной будки темная ночь, и лишь прожектор освещает железнодорожную колею.
Состав ведет Александр Козловский, опытный механик, инициатор вождения тяжеловесых поездов. Несколько дней назад он здесь по перевалу провел грузовой поезд без толкача.
Это была первая проба сил. Но сейчас механик на паровозе не один. За правым крылом локомотива, рядом с ним - инструктор-машинист М.Я. Ловчев.
Еще немного - и поезд пойдет по небольшой ровной площадке, а за ней путь пойдет вниз, изгибаясь в кривых и прячась в скалистых выемках.
В недавнем прошлом здесь доверяли спуск поездов небольшой группе машинистов. Мелькнул зеленый огонек.
- Свободен! - подняв руку, крикнул помощник машиниста. 
 
Прошло еще немного времени, и поезд проскочил стрелки станции Тургутуй.
- На проход, - снова подняв руку, сказал помощник.
В открытое окно будки с шумом ворвался холодный ветер, запорошив механика снегом.
- Ишь как он на вершине разгулялся, - произнес механик и, приподнывшись, резким движением закрыл регулятор.
Стало тихо. И состав уже сам покатил вниз.
- Ну как? - взглянув на механика, спросил инструктор.
- Не беспокойтесь, -  ответил машинист.
Много рейсов сделал инструктор со своими учениками. Такие ответы он слышал от них и раньше. Но стоило поезду развить скорость, как уверенность у ученика исчезла. Так было с молодым машинистом Бурдиным. Подъезжая к блок-посту, он растерялся, преждевременно отпустил тормоза, и поезд проследовал блок-пост с большой скоростью. Тогда инструктор серьезно предупредил машиниста.
- Раз нет у тебя уверенности, лучше спроси, посоветуйся.
Вот и сейчас, доверив спуск грузового поезда, инструктор не сводил глаз с механика. Действия машиниста на спуске должны быть точны и безошибочны. Не сразу осваивались с этим даже опытные механики. Машинист Перевозников в обычных условиях прекрасно управлял автотормозами, хорошо знал профиль пути на перевале, но сам стал спускать поезд только после пятой поездки с инструктором.
Наблюдая за действиями машиниста, инструктор убеждался, что Александр Козловский - твердый человек. Поезд двигался плавно. И когда состав въезжал в "чертову выемку", которую так называли паровозники, машинист улыбнулся.
- Снижаю скорость, - сказал он.
Спуск кончался. Позади остался блок-пост. Впереди замелькали многочисленные огни станции Яблоновая.
Когда поезд остановился, с паровоза сошли два человека.
- А ну, оторвемся на минуту, - проговорил инструктор.
Остановившись около тендера, Ловчев ударил ногой тормозную колодку, обильно запорошив ее снегом. С разогревшегося железа потекли струйки воды. 
- Нормально, - проговорил он.
Когда машина была подготовлена к дальнейшему рейсу, начатый разговор возобновился.
- Был у меня здесь такой случай, - начал беседу инструктор.
- На станцию с большой скоростью влетает поезд. Я смекнул тогда, что тут дело неладно.
Когда поезд остановился, подбегаю к машинисту и спрашиваю:
- Что за лихачество?
Вижу, что человек взволнован.
- А ну,слезай с машины, - приказываю. Начинает оправдываться, что тормоза после блок-поста не слушались. Подвожу его к вагону и показываю:
- Смотри до чего довел тормозную колодку, словно из горна ее вытащили, металл расплавил. А хочешь, чтобы тормоза исправно работали.
Есть еще и другие случаи. Опоздает машинист на подъеме и хочет нагнать потерянное время на спуске. Это - тоже преступление.
Разговор продолжался бы и дальше, если б не зеленый огонь выходного семафора.
-Может, с нами? - заторопившись, произнес машинист.
- Нет, вернусь обратно в Сохонд. Там на подъеме стали опаздывать поезда. Зима, братец! А спустил состав хорошо, так всегда и делай.
Более трех месяцев продолжалась учебы. Сейчас главные трудности остались позади.
Машинисты депо Могзон овладели искусством вождения поездов по перевалу. В этом немалая заслуга инструкторов - машинистов Конанчука, Петрова, Ловчева.
Много сил и энергии приложил и начальник депо Яблоновая Бурлаков.
Наступила зима. Ртутный столбик термометра опустился до минус 25 градусов. По утрам начались туманы.
У паровозников появились трудности. Но на помощь машинистам пришли старшие товарищи. Днем и ночью обучают они машинистов искусству вождения зимой поездов по перевалу.


                        Н. Подоровский "Забайкальский рабочий" 20 ноября 1955 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий