вторник, 7 февраля 2012 г.

Корпоративные вечера как стабилизатор кооперации

Корпоративный вечер - это не только увеселительное мероприятие с участием сотрудников организации, но и неизменный ресурс влияния руководства на развитие корпоративного духа и сплочение коллектива.  В условиях хронической депривации, когда люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей в рамках выполнения служебных обязанностей, корпоративные вечера являются одними из наиболее эффективных стабилизаторов кооперации. Среди последних также можно назвать тренинги, тимбилдинги, игры, наличие и функционирование комфортабельной комнаты отдыха, наличие психолога, специалиста по работе с персоналом, введение корпоративных традиций, празднование различного рода событий, совместные походы в кинотеатры, музеи, посещение концертов, выезды на природу, катание на коньках, участие в сити-квесте, наличие внутрикорпоративной газеты и т.д.


Несмотря на многообразие социальных стабилизаторов кооперации трудового коллектива, их можно свести к континууму: увеселительные мероприятия – мероприятия в рамках рабочего процесса. 
В наиболее общем смысле корпоративный вечер – это организационное мероприятие, представляющее собой сбор сотрудников компании по какому-то знаменательному поводу, проходящее в форме банкета, а также по мнению ряда специалистов HR-сферы – в форме презентаций, семейных или загородных мероприятий.
Самой распространенной формой корпоративного вечера является банкет. Как правило он проходит в ресторане в вечернее время, включает подачу разнообразных блюд и спиртных напитков, а также развлекательные мероприятия на корпоративную тематику: викторины по истории и специфике компании, конкурсы, награждения и т.д. Существуют банкеты-фуршеты, банкеты-коктейли, банкет-чай и  др.
Презентации при открытии новых компаний и предприятий, создании новых видов товаров и услуг в последнее время становятся все популярней. Подобные мероприятия ориентированы также на потенциальных партнеров и клиентов и не являются в чистом виде корпоративными.
Загородные и семейные мероприятия часто относятся к категории корпоративных вечеров, но по сути являются мероприятиями иного рода хотя бы по той причине, что проводятся отнюдь не в вечернее время.
Наиболее распространенные поводы - государственные праздники (Международный женский день, День защитника Отечества), Новый год, знаменательные события для компании.
Традиция проводить корпоративные вечера появилась в России на рубеже XIX-XX вв. В странах Западной Европы и США они проявили себя как эффективный стабилизатор кооперации еще в XIX в., когда руководство крупных организаций помимо материальных стимулов начало активно заниматься формированием более глубокой мотивации сотрудников. Отечественные корпоративные вечера долгое время носили ярко выраженный политический характер и только с середины 90-х гг. приобрели иную специфику. Главными целями проведения корпоративных вечеров стали:  свободное общение между членами коллектива, его интеграция, решение ряда внутриколлективных задач, формирование позитивной ассоциации с работой, поддержание корпоративного духа.
Однако среди причин посещения корпоративных вечеров сотрудниками организаций обмен мнениями, формирование дружного и сплоченного коллектива находятся далеко не на первом месте. По результатам социологического исследования, проведенного нами в 2010-2011 гг., среди сотрудников 14 забайкальских крупных компаний наиболее популярны следующие причины:
1) желание отдохнуть, выпить, потанцевать и т.д. (42 % опрошенных). Изрядно подвыпившие сотрудники склонны к разрешению  внутренних конфликтов в коллективе, либо к их инициации;
2) более близкое знакомство с сослуживцами в форме ухаживаний, флирта (28 % респондентов).   У 4 % опрашиваемых развитие романтических отношений продолжилось после "удачного корпоратива".. Вступление в интимную связь с коллегой по работе в состоянии алкогольного опьянения в дальнейшем может явиться причиной напряженных отношений в коллективе и конфликтов на личной почве, что является непосредственными социальными ингибиторами кооперации;
3) из вежливости, чтобы «не отбиваться от коллектива», «не быть белой вороной» (19 % респондентов). Мотивированные таким образом сотрудники на корпоративных вечерах чувствуют себя некомфортно и не стремятся к налаживанию контактов.
В силу указанных факторов  корпоративный вечер из социального стабилизатора превращается в ингибитор кооперации, в отдельных случаях максимального действия.
Поэтому корпоративные вечера, представляя собой свободную форму общения сотрудников, требуют детального контроля над их проведением.
Так, например, следует ограничить время проведения корпоративного вечера (с 18 до 21 или с 19 до 22 часов), исключить крепкие спиртные напитки,  тщательнее планировать программу мероприятия и пр. Если позволяют ресурсы организации и офисное пространство, корпоративные вечера рекомендуется проводить в рабочем помещении. Сама обстановка, с одной стороны, не располагает к непристойному поведению, а с другой, помогает в дальнейшем более комфортно ощущать себя на рабочем месте.
Следует помнить, что перечисленное является лишь поверхностным решением проблемы неадекватного восприятия сотрудниками корпоративных вечеров, которые могут в полной мере выполнять функцию социального стабилизатора кооперации при формировании соответствующей мотивации сотрудников организации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий