четверг, 20 сентября 2012 г.

Устье Артинки (история Забайкалья)

Это было в 30-х годах, в тех местах, где ныне расположен колхлз соранзон, и которое называлось прежде "Устье Артинки".
Тогда колхоз еще не существовал, местность была безлюдной и наличие болот, озер и реки привлекало птицу.
Период гнездования птицы закончился и она группировалась. Большие дожди создали наводнение. Птицы было много. Сюда и забрался оин из старожилов Могзона, рассказавший один случай, который мы и передаем.

                                                      ***
Темнота - хоть глаз коли. Открыв глаза, я напряженно всматривался, но ничего не видел. Вода прибывала, шум нарастал, и в окружении воды, становилось жутко.
Чтобы осветить оставшуюся незалитой полоску земли, я зажигал несколько раз спички. И каждый раз видел, что линия воды приближается ко мне.
Я понял, что островок, на котором рассчитывал просидеть до утра, скоро будет залит водой.

Отлично зная эту местность, извилистое русло реки, заросли кустарника, протоку, стремительное течение реки в обычное время, я думал о невозможности переезда на правый берег.
Малейшая неосторожность и легкая брезентовая лодочка будет опрокинута потоком или заброшена на куст. Ближайший ко мне куст был опрокинут водным потоком и лишь изредка показывался над водой.
Мысль усиленно работала, но придумать ничего не удалось. Оставалось только ждать.
Прошел еще час, вода поднялась больше. Полоска земли, где я спасался уменьшилась. Еще немного и островок скроется под водой.
Надо выбираться отсюда, иного выхода не было.
Ощупав в темноте лодку, крючки, крепившие каркас, я уселся в нее, направляя влево от протоки, где течение слабее.
Не дать потоку поставить лодку боком - на этом и было сосредоточено мое внимание. Течение несло лодку срединной протоки, где поток сильнее и мои старания выйти из него ни к чему не привели.
Впереди, где впадает горная река Артинка, остров, поросший кустарником. Здесь сильное течение разбивается островком на два рукава. Еще опаснее, если поток бросит лодку на заросли кустарника, и брезент не выдержит.
Усиленно работая веслами, мне удалось миновать заросли, встречавшиеся на пути. К счастью большая часть их была скрыта водой, а верхние ветки - не опасны.
Водная гладь теперь позволяла видеть препятствия впереди, и подруливая веслом, я обходил их. 
Наконец удалось выбраться из средней струи потока.
Направляя лодочку в правый рукав реки, где течение слабее, мне удалось миновать водоворот у островка.
Теперь задача - задержаться у высокого берега, и не опрокинуться при остановке.
Нависший куст ивы облегчил мне это, и ухватившись за ветку, остановить лодку.
Струи потока с силой били в корму, угрожая залить ее.
Корни старой ивы, укрепившиеся на берегу и ее толстые ветви помогли выбраться на берег.
Привязав лодочку за ветку, стараясь не нарушить ее равновесие, я выбросил и сумку и ружье на берег, а затем выбрался и сам.
И уже стоя на берегу, окинув взглядом сплошную массу воды, я облегченно вздохнул.........
Теперь, много лет спустя, мне вспоминается этот случай, когда только благодаря случайности удалось избежать несчастья.
Ныне здесь расположился колхоз им. Кирова.
Река обмелела, местность обживается и дичь здесь не останавливается.
Время кладет свой отпечаток на всё. Наложило отпечаток оно и на "Устье Артинки".

                                                            Николай Аннушкин. 1958 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий