четверг, 27 октября 2011 г.

Алханай. Обо

   Обо, обоо (бур., монг. овоо, хак. обаа) — «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре бурят, монголов, хакасов и других тюрко-монгольских народов.
В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и группы.
Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, т.е. хозяевам данной местности. Хозяин обо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения.

У обо совершаются обряды поклонения хозяину. Наиболее распространённый обряд — обрызгивание пространства вокруг обо молочной (тарасун) или обычной водкой. Обо приносят подношения: камни, ленточки из тканей, флажки, монеты, конфеты, сладости, еду и т. д. В Монголии принято обходить вокруг обо три раза.
Культ обо возник у ранних кочевников, связан с шаманизмом. Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения обо ламами. Постепенно обо были включены в буддийскую обрядность, получили широкое распространение в виде каменных сооружений белого цвета.
Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные обо у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».


В Забайкалье и Монголии часто встречаются топонимы, содержащие слова обо, обоо, обон. Обо - река в Магаданской области, впадает в Колымское водохранилище в 10 километрах севернее населённого пункта Ветренный. Длина около 70 километров.

    Существуют религиозные трактаты, в которых содержатся правила воздвижения обо, их назначение, описание ритуала и видовая классификация. С сер. 19 в. такие трактаты появляются в Забайкалье. Среди них известный трактат монгольского хубилгана Лобсана Норбо Шейраба, в котором дано описание одного из 5 видов обо «Обо гневного хозяина и 13 малых обо», связанного с культом 9 Далха и их 4 предков – отца, матери, дедушки и бабушки. 
    Согласно назначению и строительным канонам этого вида обо, выполнено главное обо Алханая, расположенное на возвышенности при въезде в долину аршана. Оно представляет собой 53 каменных объекта, состоящих из мунханов и байпуров. Мунханы – скрепленные между собой овальной формы камни, покрытые белой известью. Самый крупный мунхан обо это центральный медиатор, символ «мировой горы» Сумеру. Байпуры – выполненные из дикого камня сооружения, расположенные вокруг мунханов по четырем сторонам света в форме колодезного сруба, предназначенные для ритуальных костров. Каждый год здесь проходит обряд тахилган (отсюда и название обо), исполняемый ламами Агинского дацана. 
    
Во время обряда делают различные приношения: молоко, масло, крупу и т.д. На ветвях берез вывешивают хадаки (ритуальные шелковые шарфы), лоскутки ткани, к-рые символизируют почтение к духам. Во время молебна исполняется обряд гороо, когда верующие нечетное количество раз обходят вокруг обо по ходу солнца, моля о благополучии для своей семьи и всех жителей агинских степей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий