суббота, 30 июня 2012 г.

Понятие и классификация социальных регуляторов

С появлением первобытного сообщества необходимым условием выживания человечества являлись регуляторы как неотъемлемая часть, носящего первоначально неосознанный характер "воздействия на общество с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития"[1], определяющего, как отмечают  И.М. Слепенков и Ю.П. Аверин сущность социального управления.
С формированием осознанной потребности в управлении, вызванной появлением и развитием "новых социальных фактов"[2], (власть, обычаи, традиции, табу, ритуалы, религии и др.), организацией совместного труда, и появлением потребности в руководстве сложными социальными процессами жизни государства, на новый уровень вышли и проблемы социального регулирования.


Усложнение общественной жизни, демографический рост, развитие политической, экономической, культурной и др. сфер требовало более четкого регулирования социальных процессов (кооперации, конкуренции, социализации и пр.). Для поддержания стабильности и развития, общество и государство нуждались в установлении требующих неукоснительного соблюдения норм, правил поведения. Как отмечает А.Б. Венгеров, "человечество всегда стремилось осмыслить не только свои организационные формы существования (их полезность, перспективы), но и способы, обеспечивающие, определяющие это существование, прежде всего взаимодействие членов общества, их семейных, коллективных образований" [3].
В настоящее время эффективное регулирование социальных процессов – важнейшая составляющая социального управления. В современном обществе присутствует тенденция замещения ведущей роли традиций, обычаев, канонов как социальных регуляторов на искусственно созданные и пропагандируемые средствами массовой информации и средствами массовой культуры, правила и нормы поведения. Новые регуляторы, имея в основе традиции и обычаи общества, представляют собой самые разнообразные механизмы: от технологических до финансовых.
Рост обилия и разнообразия социальных регуляторов – закономерное следствие процессов глобализации, демократизации и урбанизации. Перечисленное, по мнению Д.Морриса, создает неестественные условия для существования и развития человека. Скученность больших городов, рост народонаселения, пропаганда разобщенного индивидуализма, чрезмерное внимание проблемам безопасности – все это характеризует феномен людского зверинца. Аналогично животным помещенным в зоопарк, люди в зверинце ведут себя несвойственно своей природе, в результате наблюдается стремительный рост девиантности поведения. В связи с этим растет необходимость в усилении действия существующих и введении новых регуляторов социальных процессов.
Всегда находящиеся в фокусе внимания научной и широкой общественности проблемы трактования понятия «социальный регулятор», определения места и роли социальных регуляторов не утрачивают своей актуальности.
Исторически сложились следующие подходы к определению сущности социального регулирования:
1) доминирующие на протяжении значительной части истории человечества религиозные представления о социальном регулировании были одними из самых ранних попыток осознания места социальных регуляторов в жизни общества. Заповеди, законы, каноны, поучения регулировали все аспекты социальной жизни;
2) в СССР институционализировался классовый подход, согласно которому социальные регуляторы устанавливаются господствующим классом и зависят от его интересов;
3) созданные и принятые  широкой общественностью, государством и в рамках крупных социальных групп, объединенных в организации правила поведения составляют суть бихевиористского подхода;
4) кибернетический подход определяет социальное регулирование как воздействие на социальные процессы и системы, придающее объекту регулирования определенные характеристики. Социальными регуляторами становятся нормы, определяющие желаемое состояние и дополнительные меры, направленные на корректирование поведения, установок объекта регулирования в случае его отклонения, либо тенденций к отклонению от установленных правил. Кибернетический подход предполагает и наличие обратной связи, позволяющей эффективнее осуществлять контроль над действием социальных регуляторов.
Критерии классификаций социальных регуляторов многообразны: по сферам общественных отношений (например, регуляторы трудовых, брачно-семейных, политических, экономических и т.д. отношений); по видам: нормативные и ненормативные (четкие рамки для поведения участников общественных отношений,  неперсонифицированпость адресатов, обязательность исполнения и повторяемость действия, наличие санкций за нарушение правил поведения характеризуют  нормативные регуляторы. Ценностный, директивный и информационный регуляторы являются, напротив, ненормативными); по формам выражения (правовые, моральные, эстетические, организационно-технические,  централизованные, синергетические регуляторы).  
Взгляды на социальное регулирование продолжают эволюционировать, что связано с развитием социального управления в целом. В частности, происходит увеличении объема объекта,  углубление определения предмета, уточнение и преобразование понятийного аппарата. Как отмечает А.Б. Венгеров "смена научных парадигм, сопровождается саморефлексией науки, что отражается в уточнении и дополнении старых базовых понятий" [3].
В связи с появление новых регуляторов, претендующих на доминирование, ни один из исторически сложившихся подходов к определению сути социального регулирования не охватывает всего разнообразия регуляторов и не отражает, в полной мере, развитие социальной сферы. И, если недостаточность охвата – проблема достаточно распространенная и труднопреодолимая для подавляющего большинства определений и классификаций различных социологических категорий, то, не полное соответствие современной социальной реальности недопустимо.
В рамках управления социальными процессами на современном этапе развития российского общества, социальными регуляторами, по нашему мнению, являются механизмы или технологии направленные воздействовать на поддержание постоянным, либо изменения в течение социального процесса(ов) или его отдельных элементов.
1) о контроле над действиями социальных регуляторов. В зависимости от наличия конкретизированного субъекта регулирования и его роди в процессе, мы выделяем управляемые и неуправляемые регуляторы.  К управляемым мы относим те социальные регуляторы, которые спланированы, организованы и контролируются субъектом регулирования. Управляемый социальный регулятор представляет собой встроенную в цепь управления социальным процессом переменную. Неуправляемыми являются социальные регуляторы инициированные без участия конкретизированного субъекта регулирования,  неподконтрольные ему.
2) о степени воздействия регулятора на социальный процесс. В данном случае регуляторы типологизируются на игнорируемые, минимальные, умеренные, существенные, максимальные.
Отдельного рассмотрения заслуживает вектор направленности действия регулятора. Для решения этого вопроса мы предлагаем введение трех типов регуляторов: катализатора, ингибитора и стабилизатора.
Указанные термины сравнительно недавно используются в гуманитарных науках, соответственно, отсутствуют их адекватные трактовки, и сами понятия употребляются крайне редко. Поэтому необходимо более подробно рассматреть эти понятия в фокусе социологической науки.
Понятия «катализатор», «ингибитор», «стабилизатор» эксплицированы из химической науки. Следует отметить, что такой способ формирования понятий наиболее популярен в социологии. Так, например, аналогичным образом социологическими категориями стали «функция», «элемент», «структура», «прямая связь», «обратная связь» и т.д.
Первоначальное значение понятия ингибитор (от латинского inhibere — сдерживать, останавливать): "вещества, снижающие скорость химических, в т. ч. ферментативных, реакций или подавляющие их" [4]. В "Российской энциклопедии по охране труда" ингибитор трактуется как "вещество, присутствие которого в небольших количествах в среде приводит к предотвращению или замедлению некоторых нежелательных процессов"[5]. Понятие "ингибитор" встречается также в медицинских ("вещество, предотвращающее протекание какого-либо процесса или реакции в организме" [6]) и биологических ("любой агент, тормозящий тот или иной биологический процесс" [7]) науках.
В настоящее время термин "ингибитор" встречается и среди исследователей гуманитарных наук. Известные на данный момент определения социального ингибитора являются достаточно спорными, так, например, Е.В. Руденский трактует социальный ингибитор как тип деструктивного социального функционирования личности, который обеспечивает адаптацию личности виктима за счет компенсации ее дефицитов путем подавления субъектности других людей.
По мнению Дубина, социальный ингибитор - «внутренний», встроенный в конструкцию социального мира и коллективного сознания блокатор каких бы то ни было перемен (навязчивые для коллективного сознания россиян (как низов, так и верхов) наваждения рухнувших перегородок, кошмарные картины хаоса, «жупел «вседозволенности»» и т. п.).
Из химической науки также были эксплицированы термины "катализатор" и "стабилизатор". Понятие «катализатор» (с греческого katalysis — разрушение)   было введено в оборот шведским химиком Й.Я. Берцелиусом в 1836 году и означало химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции.
Понятие социального катализатора изредка употребляется в гуманитарных науках применительно к проблемам социального взрыва и социальных катаклизмов. Так, например, Д. Родионов в статье "Экономический кризис как социальный катализатор"[8] отмечает, что кризис в экономике катализирует социальные взрывы.  М. Гиматов рассматривая ту же проблему, относит социальные катализаторы к политической сфере ("открытие Америки, во-первых, и создание Соединенных Штатов Америки, во-вторых, оказались тем самым катализатором социальных катаклизмов, происшедших на рубеже XIX-XX веков"[8]).  
К социальный катализаторам также относят: современные информационные технологии [10] (способствуют интеграции общества, тем самым ускоряя социальное развитие), социальную ответственность [11], алкоголь [12] и др. Конкретных представлений о сущности социальных катализаторов в настоящее время не существует, что является причиной периодической путаницы указанных трех понятий. Чаще всего не разграничиваются понятия стабилизатора и катализатора. Граница между этими понятиями в гуманитарных науках размыта, зачастую отсутствует вовсе, при том  что суть стабилизатора заключается не в инициации перемен, а в предотвращении  изменения параметров под действием дестабилизирующих факторов.
Термин «стабилизатор» употребляется в химических ("компонент (добавку), который уменьшает изменения физических или химических свойств веществ при хранении или применении"[13]) и технических науках ("система автоматического регулирования, обеспечивающая сохранение заданного направления вооружения и приборов наблюдения при колебаниях корпуса танка во время движения"[13])
В социологических науках стабилизаторы изредка упоминаются как «предохранители» социальных процессов. К такому "предохранителю" чаще всего исследователи относят средний класс.
В. Ярощенко в связи с этим отмечает: "В большинстве публикаций, посвященных среднему классу, особо подчеркивается его функция социального стабилизатора, а проще – предохранителя. Он де предохраняет общество от социальных катаклизмов, потому что демонстрирует низшему слою реальные возможности повышения статуса"[14].
К эффективным социальным стабилизаторам общества, особенно, в периоды кризиса относят и высшую школу. В 2009 г. премьер-министр В.В. Путин в ходе посещения Московского физико-технического института провел совещание по совершенствованию системы подготовки специалистов, в вступительном слове премьер отметил, что "в кризисный период высшая школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, востребованную на рынке труда"[15].
К аналогичным выводам пришел президент Казахстана  Н.А. Назарбаев, который на  внеочередном XII съезде Народно-Демократической партии "Нур Отан"пришел к выводу, что "в кризисный период высшая школа должна выполнять роль одного из важнейших социальных стабилизаторов общества"[16].
Функции социального стабилизатора также приписываются: теневой экономике [17], социальным работникам [18], религии (функцию интегратора общественного организма и его стабилизатора, религия выполняет с точки зрения функционалистов. Так, например,  Э. Дюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями [19]) и др.
В рамках нашего исследования мы предлагаем определять:
1) социальный ингибитор как регулятор социальных процессов, направленный на снижение интенсивности или полное (частичное) прекращение определенного социального процесса (процессов);
2) социальный катализатор как регулятор социальных процессов, направленный на ускорение, возобновление или инициирование определенного социального процесса (процессов);
3) социальный стабилизатор как регулятор социальных процессов, направленный на предотвращение изменений, сохранение заданного направления, параметров определенного социального процесса (процессов).
Предложенные дефиниции и классификация социальных регуляторов обладает ко всем прочим интегративным характером и охватывает все регулятивные системы, что позволяет рассматривать данную теорию как актуальную для усовершенствования социального управления в современных условиях. Дальнейшие исследования в этой сфере носят не только теоретический характер, но и направлены на решение ряда проблем управленческого свойства.
Подводя итог, следует констатировать, что функции социального управления с неизбежностью включают функции социального регулирования, порождают специальные структуры, призванные оптимизировать это регулирование, соотносить его с целями управления социальными процессами.
Другими словами, социальное регулирование является органичным компонентом социального управления, своеобразным социальным институтом, направленным на повышение эффективности управления социальными процессами.

                                         Литература
1. Что такое социальное управление? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alfalavista.ru/rus/content/view/258/, свободный
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с 
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=96, свободный
4. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/138682, свободный
5. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во НЦ ЭНАС,2007.440 с.
6.Медицинский справочник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biotec.ru/index/product/gloss/?140, свободный
 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_art2.cgi?qqyafci#gltop, свободный
8. Родионов Д. Экономический кризис как социальный катализатор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polit.lv/?article=176, свободный
9. Гиматов М.  Катализаторы социальных катаклизмов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lebed.com/2001/art2695.htm, свободный
10. Современные информационные технологии как катализатор социально-экономического развития  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/8795a8695185ec0ec32572aa00277f3c, свободный
11. Голиздра А.  Социальная ответственность как катализатор развития общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csrjournal.com/peoplecsr/1673-socialnaja-otvetstvennost-kak-katalizator.html, свободный
12. Социальный катализатор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medkip.ru/section.php?id=alcohol&rub=11&art=3, свободный
13. Стабилизатор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80, свободный
14. Ярошенко В. Очень средний средний класс. Способен ли он стать социальным стабилизатором? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dp.perm.ru/article.php?id=5190, свободный
15. Владимир Путин: Высшая школа – это социальный стабилизатор
 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newexpert.ru/novosti/glavnie/2009-03-04/vladimir-putin-visshaya-shkola-eto-sotsialniy-stabilizator.html, свободный
16. Сарыбеков М. Социальный стабилизатор общества
 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tarmpi.kz/news/2009/2009_05.html, свободный
17. Радугин А. Введение в религионоведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/radug/01.php, свободный
18. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru/Romm.html, свободный
19. Sampson S. "May You Live Only by Your Salary!": The Unplanned Economy in Eastern Europe // Social Justice. Fall - Winter 1988. Vol. 15. № 3-4. Р. 135-159.

Комментариев нет:

Отправить комментарий