вторник, 26 июня 2012 г.

Социальные регуляторы кооперации

Кооперация является животрепещущей проблемой любого социума, любой формы его организации. Понятие кооперации многогранно. Под ней подразумевают и "единство, согласованность совместных действий отдельных трудящихся, их коллективов, или даже национальных хозяйств в процессе воспроизводства общественно необходимых благ" [1], и "форму, в которой происходит это объединение трудовой деятельности"[1]. В более общем смысле кооперация – это социальный процесс, направленный на увеличение сотрудничества между членами определенной социальной группы в процессе совместной деятельности. Социологи Р. Парк и Э. Берджес относят кооперацию наравне с  конкуренцией (соперничеством), приспособлением, конфликтом, ассимиляцией, амальгамизацией к основным социальным процессам. В обыденной речи чаще употребляется термин сотрудничество.


Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах и больших группах (в организациях, социальном слое, или обществе). Соответственно управление процессами кооперации осуществляется на территориальном, национальном, религиозном, этническом, профессиональном и др. уровнях.
В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Поэтому в процессе кооперации достигаются взаимопонимание и согласованность действий между членами группы.  
Кооперация у членов малых групп необходима для обеспечения жизнеспособности группы и эффективности ее в рамках профессиональной деятельности, повышения ее функциональности.
Определенную опасность для нормального протекания кооперации представляют социальные ингибиторы, блокирующие, замедляющие, прерывающие сотрудничество.
Среди ингибиторов наиболее распространенны:
1) ингибиторы незначительного действия (к ним прежде всего относится нерациональная политика руководства в отношении установления между членами группы обстановки сотрудничества, недостаток информации и открытого общения и т.д.). Некоторые ингибиторы, которые на первый взгляд представляются незначительно опасными, при отсутствии контроля могут перерасти в ингибиторы умеренного или высокого действия. Например, обилие у одного из членов группы фотографий родственников, друзей и др. "не членов группы" может быть воспринято как намек на то, что данный индивид отвергает своих коллег. Или ароматические палочки, размещенные на столе члена группы, могут вызывать раздражение и аллергию у других;
2) ингибиторы умеренного действия (разнородность группы по какому-либо признаку(-ам) при отсутствии конфликтов на данной почве);
3) ингибиторы высокого действия (регулярные конфликты на почве личных разногласий, имеющие психологические причины, формирование т.н. "группировок");
4) ингибиторы максимального действия (регулярные конфликты на почве расовых, этнических, конфессиональных разногласий, в которые втянута либо вся группа, либо большая ее часть).
Наличие перечисленных ингибиторов ставит под угрозу как процесс кооперации, так и, в конечном итоге, существование и развитие данной социальной группы. В таком случае возникает необходимость в введении социальных катализаторов, а также стабилизаторов, способных снизить действие ингибиторов.
Задачей управления становится подбор соответствующих катализаторов и стабилизаторов.
Катализаторы также могут быть:
1) незначительного действия (мероприятия, инициированные руководством, для сплочения коллектива, не выходящие за рамки организации);
2) умеренного действия (мероприятия, выходящие за пределы организации, например, совместные походы, экскурсии, корпоративные вечера и т.д.);
3) высокого действия (переключение внимания коллектива на общие, насущные проблемы, затрагивающие в той или иной форме каждого из ее членов);
4) максимального действия (ввод нового фактора, каким может быть общий "враг", угроза существованию всей группы).
При правильной политике действие катализаторов весьма эффективно, однако зачастую они способны лишь на определенное время прекратить или снизить действие ингибитора. В дальнейшем последний вновь усиливается. Поэтому после введения катализатора необходим постоянный контроль, направленный на недопущение возобновления действия ингибиторов путем ввода социальных стабилизаторов.
По простоте применения и эффективности выделяются следующие стабилизаторы:
1) периодические мероприятия, направленные на сближение членов коллектива (тренинги, тимбилдинги, игры), комфортабельная комната отдыха и пр.;
2) наличие психолога, специалиста по работе с персоналом;
3) введение корпоративных традиций, празднование различного рода событий, совместные походы в кинотеатры, музеи, посещение концертов, выезды на природу, катание на коньках, участие в сити-квесте и пр.;
4) разработка символики группы, общая форма одежды или наличие определенного опознавательного знака.
5) наличие внутрикорпоративной газеты, общие собрания сотрудников, публичные награждения за хорошие результаты работы.
Неформальное общение способствует развитию хороших отношений в коллективе, что влияет на создание оптимальной рабочей атмосферы, что в свою очередь позитивно сказывается на производительности труда.
Стоит помнить, что приведенное разделение ингибиторов, катализаторов и стабилизаторов условно. Один и тот же фактор может выступать в роли любого регулятора в зависимости от ряда условий, в т.ч. механизмов и технологий его использования. Лучшим примером может послужить создание и распространение слухов. При этом применение слухов имеет свои проблемы, среди которых сложность контроля за их распространением.

Литература
1. Кооперация труда. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
 http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Кооперация%20труда/, свободный.
2. Park R., Burgess E. Introduction to the science of sociology. Chicago, 1924.
3. Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М., 1984.
4. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР, М., 1966. Т. 2.
5. Мифы об индивидуализме. Том Палмер http://www.libertynews.ru/node/764
6. E. J. Dionne, Jr. Why Americans Hate Politics. 1991, 430
7. П.А. Кропоткин: Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса / Пер. с англ. В.П. Батуринского под ред. автора. М.: Голос труда, 1922. XIII, 342 с.
8. Рейнгольд , Говард  Умная толпа: новая социальная революция / Говард Рейнгольд. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. — 416 с.
9. Людвиг фон Мизес, «Человеческая деятельность: трактат по экономической теории» (Human Action: A Treatise of Economics, 1949
10. Jackson M.O., Wolinsky A. A Strategic Model of Social and Economic Networks // Journal of Economic Theory, 1996, 71, pp 44-74.
11. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. 228 с.
12. Б.Уззи, Ш.Данлап, Как сплести свою социальную сеть, Harvard Business Review Russia, № 15, январь-февраль 2006, с.46.
13. Jackson M. Social and Economic Networks. — Princeton: Princeton University Press, 2008.
14. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий