четверг, 23 февраля 2012 г.

"Оскар: Неофициальная история премии", Алексей Дунаевский


1928/29
Ни одна из картин (так произошло в первый и последний раз) не получила более одной награды.

“Ангел улицы”, уже побывавший в номинационных списках прошедшего сезона (и не без успеха), выдвинут снова, но уже в категории “Лучшая операторская работа”.

1929/30
Дебют в кино Лоуренса Тиббета в фильме “Плутовская песня” отмечен выдвижением на актерскую награду. Эта номинация положила начало одной из академических традиций. Отныне в актерские конкурсы довольно часто попадают дебютанты, но почти всегда проигрывают.



1934
В новой категории “Лучшая музыка” премия досталась не автору (Виктор Шерцингер), а директору студии звукозаписи компании “Columbia” Луису Силверсу. Это поражение Шерцингера усугубляло еще одно обстоятельство: он был представлен к “Оскару” за режиссуру (“Одна ночь любви”), но и здесь уступил сопернику.

1935
Несмотря на регламент – по три выдвижения на лучшую роль, – на награды претендовали четыре актера и шесть актрис!

“Мятеж на „Баунти“” стал последним лучшим фильмом года, не имевшим побед в других категориях.

1936
Фильм “Мой Годфри”, претендуя на шесть “Оскаров” сразу, в том числе на призы за лучшую режиссуру, сценарий и актерские достижения, в итоге не получил ничего. Этот фильм стал первым в списке “великих неудачников”.

На девятом году существования конкурса Актерская гильдия, которую явно не устраивало положение вещей, что победителями становились исключительно исполнители главных ролей (само название актерской категории конкурса на тот момент звучало "актерские достижения") предложило внести изменения в регламент. Так наконец-то появились новые категории "supporting actor" и "supporting actress".

1940
В конкурсе лучших фильмов участвовало сразу по две картины трех режиссеров:
Сэма Вуда (“Китти Фойл” и “Наш городок”), Альфреда Хичкока (“Ребекка” и “Иностранныйкорреспондент”) и Джона Форда (“Гроздья гнева” и “Долгий путь домой”).

1941
Первая же режиссерская работа Орсона Уэллса позволила ему получить сразу четыре персональные номинации: как продюсеру, режиссеру, исполнителю главной роли и
автору сценария. Всего же у “Гражданина Кейна” их было 9. Единственный “Оскар” за сценарий стал для Уэллса слабым утешением, т. к. он должен был разделить славу с соавтором – Германом Манкевичем.
Эти первые номинации так и остались для Уэллса последними, все дальнейшие работы великого Орсона, будь то собственные фильмы или же роли в чужих, Академия жестко игнорировала. И лишь в 1971 году, опомнившись, вручила режиссеру позорный "Почетный Оскар".

1942
Немая комедия Чарли Чаплина “Золотая лихорадка” (1925) вышла в прокат в 1942 году озвученной; с авторским закадровым текстом, музыкой и звуковыми эффектами. За что была удостоена, несмотря на свою древность, номинации в категории... “Звукозапись”.

1943
Лауреатам конкурса лучших ролей второго плана наконец-то вручили статуэтки, а не почетные памятные таблички, как это практиковалось с 1936 года.

1944
Барри Фитцджеральд был представлен к двум актерским наградам за одну и ту же роль, исполненную им в фильме “Иду своим путем” (она рассматривалась и как главная, и как роль второго плана). Киноакадемия предпочла присудить “Оскар” за роль второго плана.


Редкая удача выпала на долю Лео Маккери. Он завоевал награды за лучшую режиссуру, сценарий и за лучший фильм. Вывод: кто-то идет к трем “Оскарам” в течение всей карьеры, а кто-то достигает этого рубежа за один сезон.

1946
Киноакадемия предоставила право голоса всем своим членам в отношении судьбы лауреатов в конкурсах композиторов, художников, операторов, звукотехников и мастеров спецэффектов. Ранее решение принималось на совещании руководителей отделов или специальными комитетами по награждениям.

1950
В каждой из литературных категорий выдвинуты супружеские пары: сюжет – Эдна и Эдвард Энхальт, сценарий – Руфь Гордон и Гарсон Канин, сюжет и сценарий – Фрэнсис Гудрич и Альберт Хэккет. Победили Энхальты.

1953

Супруги Ава Гарднер (“Могамбо”) и Фрэнк Синатра (“Отныне и вовеки веков”) представлены к наградам в категории “Роли второго плана”. Синатра выигрывает конкурс, а Гарднер остается ни с чем. Не это ли главная причина состоявшегося вскоре развода?

1954
Из пяти претендентов на призы в категории “Мужская роль второго плана” сразу трое – Ли Дж. Кобб, Карл Молден и Род Стайгер – представляли картину “В порту”. Однако
этот штурм не увенчался успехом. Победил Эдмонд О’Брайен с “Босоногой графиней”.

1955
Великая итальянка Анна Маньяни дебютировала в американском фильме “Татуированная роза” и выиграла “Оскар” за главную роль вопреки всем прогнозам.

Джеймс Дин становится вторым исполнителем, номинированным на “Оскар” посмертно (“К востоку от рая”). Первая - Джинни Иглс, получившая номинацию за "Письмо", сезон 1928/1929.

1956
Уникальным достижением сезона стала победа в конкурсе сценаристов Альбера Ламорисса. Его “Красный шар” – единственный в истории звукового кино сценарий без диалогов (!), удостоенный “Оскара”.

Виктор Янг выиграл “Оскар” за музыку к фильму с двадцать второй (!) попытки (“Вокруг света за 80 дней”). Увы, композитор не дожил до церемонии вручения награды.

“Охота на ведьм” вступает в свою решающую фазу. Отныне ни один кинематографист-коммунист или когда-либо сочувствовавший компартии не может быть номинированным на “Оскар”. Запрет распространяется также на тех, кто скрыл об этом факте или отказался сотрудничать с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.

1960
Билли Уайлдер побеждает в трех категориях (как продюсер лучшего фильма, режиссер и сценарист), повторяя рекорд Лео Маккери 1944 года.

1963
Рекс Харрисон и Рэйчел Робертс – супружеская пара в конкурсе главных ролей! Номинации им принесли работы в фильме “Такова спортивная жизнь”. Однако и Рекс, и Рэйчел остались без “Оскаров”, а вскоре распался и их семейный дуэт (отметим в скобках, что для Харрисона это не было экстраординарным событием: на его счету шесть официальных браков).  

1964
А теперь молодожены! и снова разлад в семействе. Джулия Эндрюс, завоевавшая “Оскар” за главную роль “Мэри Поппинс”, вышла замуж за неудачника конкурса художников по костюмам Тони Уолтона, который одел ее в этом фильме. Через четыре года она предпочтет ему более удачливого Блэйка Эдвардса – популярнейшего режиссера-комедиографа.

1966
Дебют Майка Николса в большом кино с фильмом “Кто боится Вирджинии Вулф?” был отмечен 9 номинациями, включая режиссерскую. На награды за главную роль выдвигались супруги Ричард Бартон и Элизабет Тэйлор. Бартон и Николс остались без наград, а вот Тэйлор одержала безоговорочную победу. Бартон же вошел в историю розыгрышей “Оскара” как первый супернеудачник. На его счету – 7 номинаций, которые так и не принесли ему лауреатского звания.

1967

Впервые с момента учреждения конкурса художников по костюмам в номинационных списках не оказалось Эдит Хэд!

Деление фильмов на черно-белые и цветные окончательно кануло в Лету.

1968
Впервые  в категории “Главная женская роль” двоевластие, победу разделили сразу две актрисы - Барбра Стрэйзанд (“Смешная девчонка”) и Кэтрин Хэпберн (“Лев зимой”).

Таланты Стэнли Кубрика отмечены вниманием Академии в самых разных категориях. Его выдвигали на “Оскар” не только за режиссуру, но и за сюжет, сценарий и спецэффекты. Однако победить Кубрику удалось лишь в самой неожиданной из его ипостасей – спецэффектах (“2001 год: Космическая одиссея”).

1969
Алжирская “Дзета” претендовала на два высших титула сразу: на “Лучший фильм года” и на “Лучший неанглоязычный фильм”, одержав в конечном итоге победу среди зарубежных лент, а также первенство в конкурсе монтажеров.

В числе актеров-номинантов были представлены брат и сестра Фонды. Джейн Фонда выдвинута на “Оскар” за главную роль в фильме “Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?”. Ее брат Питер, исполнивший одну из центральных ролей в фильме “Беспечный ездок”, довольствовался номинацией за лучший оригинальный сценарий. Впрочем, проигрывают и Джейн, и Питер.

1972

Среди номинанток конкурса исполнительниц главных ролей у Лайзы Миннелли неожиданно появилась поющая конкурентка – Дайана Росс (“Леди поет блюз”). Тем не менее в этом импровизированном соревновании вокалисток не могла не победить героиня прославленного “Кабаре”.

Объявленный первоначально в числе пяти номинантов на “Оскар” за лучшую музыкальную партитуру драматического фильма, “Крестный отец” выведен из конкурса и заменен в бюллетенях для голосования другой картиной, так как выяснилось, что Нино Рота использовал ранее ту же самую музыку в итальянском фильме “Фортунелла” (1958).

1973

И вновь супруги! Монтажер Марсия Лукас номинирована на “Оскар” за работу в “Американских зарисовках” – фильме своего мужа Джорджа Лукаса. Последний, в свою очередь, представлен в конкурсе лучших режиссеров и сценаристов. Киноакадемия, памятуя о том, чем может закончиться победа одного из супругов, оставила чету Лукасов без награды.

1974
Триумф семейства Коппола. Создатель картины “Крестный отец. Часть II” Фрэнсис Форд Коппола получил три персональных “Оскара” (как продюсер лучшего фильма, режиссер и сценарист). Коппола стал четвертым кинематографистом в истории Академии, который получил три “Оскара” в одном сезоне, вслед за Лео Маккери (1944), Билли Уайлдером (1960) и композитором Марвином Хэмлишем (1973). Отец режиссера, композитор Кармине Коппола, удостоен награды за лучшую музыку. Сестра Фрэнсиса, актриса Талия Шайр, была номинирована на “Оскар” как исполнительница роли второго плана. Академия не только завалила картину номинациями, но даже присудила “Оскар” помолодевшему дону Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро). А ведь двумя годами ранее лауреатом “Оскара” был объявлен Марлон Брандо – исполнитель роли того же персонажа.

У “Крестного отца. Часть II”, единственного в истории фильма-продолжения, удостоенного высшей награды, как оказалось, есть “неполноценный” старший брат. Это шведский фильм “Эмигранты” (1971), участвовавший в конкурсе неанглоязычных фильмов в течение двух лет подряд вместе с продолжением своей истории под названием “Новая земля” / “Поселенцы”. Однако и со второй попытки вершина не покорилась.

Великий театральный режиссер и педагог Ли Страсберг дебютировал в кино у Копполы и проиграл конкурс ролей второго плана… своему ученику Роберту Де Ниро.

Художники по костюмам студии “Paramount” умудрились вытеснить из своего профессионального конкурса всех конкурентов, оккупировав пять номинаций.

1976

Исполнивший главную роль в фильме “Телесеть” Питер Финч становится первым в истории Киноакадемии актером, удостоенным “Оскара” посмертно.

1977

Вуди Аллен чуть было не повторил достижение Орсона Уэллса, получив номинацииза режиссуру, сценарий и главную роль (напомним, что Уэллс был номинирован еще и как продюсер). Академия присудила ему “Оскары” за режиссуру и сценарий, но Аллен не был бы Алленом, если бы не… прогулял церемонию награждения, объяснив это тем, что ему было необходимо играть на кларнете в одном из джазовых клубов Нью-Йорка.

Рекорд Орсона Уэллса тридцатисемилетней давности покорился Уоррену Битти. За свои работы в картине “Небеса могут подождать” он был представлен сразу же к четырем “Оскарам” – как продюсер, режиссер, автор сценария и исполнитель главной роли. Однако приз достался лишь художникам этого фильма, а Битти занял первое место в списке неудачников-рекордсменов (Уэллс все-таки выиграл приз за сценарий).

1979

Семидесятидевятилетний Мелвин Дуглас, суперзвезда 1930-х, так и не получивший “Оскар” за свои лучшие роли, второй раз в своей карьере победил в конкурсе исполнителей
ролей второго плана (“Будучи там”). Главным соперником Дугласа в борьбе за титул выступил девятилетний дебютант
Джастин Генри (“Крамер против Крамера”). Двойной возрастной рекорд!

1981
В конкурсе режиссеров дебютировал англичанин Хью Хадсон. Его картина “Огненные колесницы” признана лучшим фильмом года. Режиссерские же лавры достаются Уоррену Битти, создателю фильма “Красные”. Битти снова представлен к четырем персональ-
ным наградам.

Самым популярным дуэтом года стали семидесятишестилетний оскароносец Генри Фонда и семидесятичетырехлетняя Кэтрин Хэпберн, также победившая в конкурсе главных ролей. Параллельно Хэпберн установила также и рекорд по количеству номинаций. Теперь у нее их – 12.

1982

Западногерманская “Подлодка” (режиссер Вольфганг Петерсен) неожиданно получила 6 номинаций в традиционно англоязычных категориях. Правда, по непонятным причинам в списки претендентов на звание “Лучшего иноязычного фильма” американцы “Подлодку” не включили.

1983
Организованная два года назад категория “Лучший грим”, вмещающая в себя всего лишь трех номинантов, оказалась неспособной определить даже одну работу художника-гримера, достойную “Оскара”. И произошло это на фоне присутствия в других разрядах конкурса таких фильмов, как “Зелиг”, “Возвращение Джедая”, “Костюмер”, “Год опасной жизни” и т. д.

1984
Конкурентки-неудачницы конкурса актрис Сисси Спейсек (главная роль в фильме “Река”) и Джеральдин Пейдж (роль второго плана в фильме “Папа Гринич Вилледж”) породнились. Пейдж вышла замуж за двоюродного брата Спейсек, актера Рипа Торна. Свое замужество Джеральдин отметила печальным рекордом, получив седьмую по счету номинацию, так и не приведшую ее к “Оскару”. Таким образом, эта выдающаяся актриса заняла в истории Киноакадемии третье место в списке “великих неудачников”. Пейдж превзошла достижение актрис Тельмы Риттер и Деборы Керр, шестикратных неудачниц, вошла в “мужскую зону” и встала вровень с Ричардом Бартоном и Питером О’Тулом.

Звукооператоры “Амадея” получили “Оскар” за… обработку музыки Моцарта.  

1985
Впервые в истории “Оскара” представлено “третье колено” династии оскароносцев Хьюстонов. На этот раз победу одержала Анжелика, с блеском исполнившая роль второго плана в фильме “Честь семьи Прицци”, снятом ее отцом Джоном Хьюстоном. Последний поднял возрастную планку в конкурсе режиссеров до 79 лет.

12 композиторов были выдвинуты на награды за музыку к фильму “Цвет лиловый”. Это рекордное количество коллег, совместно претендующих на один “Оскар”. Конкурс же выиграл знаменитый Джон Бэрри (“Из Африки”), не имевший соавторов.

Впервые все 10 претендентов на награды за лучшее исполнение главных ролей, мужских и женских, являлись уроженцами США. Ранее американским поклонникам “оскаровских” пересудов не раз и не два приходилось мириться с засильем чужестранцев.

Более чем девятичасовую документальную картину Карла Ланцмана “Шоах” сначала включили, а затем вывели из номинационного списка. Объяснение тому было достаточно анекдотичным. Во избежание предельного утомления членов Академии картину было решено показывать частями. В итоге по чьей-то халатности не была показана вторая часть фильма. Остается только сожалеть, что мимо Академии прошел один из самых ярких кинодокументов о Холокосте.

Знаменитая неудачница конкурса актрис Джеральдин Пейдж наконец-то одержала победу в споре за лучшую главную роль сезона (“Путешествие в Баунтифул”).

1987
В конкурсе лучших режиссеров нет ни одного уроженца США!

География “Оскара” расширяется: адресатом награды впервые становится Дания.

1989
Впервые за всю историю конкурса иноязычных картин приз разыгрывался в Москве, в Останкино, церемониймейстерами Джеком Леммоном и Натальей Негодой.

“Шофер мисс Дэйзи” стал вторым обладателем звания “Лучший фильм года” без участия своего режиссера (Брюс Бирсфорд) в конкурсе лучших постановщиков. Первым таким победителем был “Гранд-отель” (1931/32).

1991
Самым молодым участником конкурса режиссеров стал двадцатичетырехлетний афроамериканец Джон Синглтон, дебютировавший в кино фильмом “Ребята по-соседству” (плюс номинация на “Оскар” за оригинальный сценарий). Возрастной рекорд, установленный двадцатипятилетним Орсоном Уэллсом (“Гражданин Кейн”), побит.

Впервые в конкурсах актрис представлены мать и дочь, сыгравшие в одном и том же фильме, “Неприкаянная роза”. Дайан Лэдд номинирована на “Оскар” за исполнение роли второго плана, а ее дочь Лора Дерн – за главную.

Впервые в истории Академии на звание лучшего фильма года претендует анимационный фильм (“Красавица и чудовище”).

Актер Джек Пэланс (“Городские пижоны”), шедший в течение 38 лет от своей первой номинации до второй, повторил рекорд актрисы Хелен Хейс.

“Молчание ягнят” стало первым лучшим фильмом года из числа лидеров видеопродаж.

Впервые в истории конкурса лучших фильмов года судьбе было угодно свести две картины, название одной из которых (“Красавица и чудовище”) четко выражает содержание другой (“Молчание ягнят”).

Прославленный звукоинженер Гэри Райдстрем стал первым кинематографистом в истории конкурса, соревновавшимся с самим собой в двух разных категориях – “Звук”и “Монтаж звуковых эффектов” – благодаря двойному представительству в каждой из них.

1992
Вновь в различных конкурсах представлены муж и жена. Кеннет Брэна безуспешно претендовал на “Оскар” в качестве создателя игровой короткометражки “Лебединая песня”, а его жена, актриса Эмма Томпсон, одержала безоговорочную победу в конкурсе исполнительниц главных ролей (“Хауардс Энд”). Неужели Киноакадемия вновь решила начать сталкивать лбами супругов, ведь и этот брак вскоре распался.

Роберт Дауни-младший стал первым актером, номинированным на “Оскар” за исполнение роли другого номинанта (“Чаплин”).

1993

Эмма Томпсон и Холли Хантер стали первыми актрисами, соревнующимися друг с другом в обеих актерских категориях. Первая номинирована за “Остаток дня” и “Во имя отца”, вторая – за “Пианино” и “Фирму”. В итоге победила Холли Хантер, ставшая лучшей исполнительницей главной роли (“Пианино”).

Сразу же три азиатских фильма боролись за “Оскар” в конкурсе лучших неанглоязычных картин года. Такой благосклонностью Академии азиатское кино пользовалось впервые. Одно только “но”: победила испанская лента “Прекрасная эпоха”.

С этого года парикмахер или стилист могут быть включены в команду или дуэт претендентов на “Оскар” в конкурсе лучших… гримеров.

1994

Дайэн Уист стала первой актрисой, дважды получавшей “Оскаров” за участие в фильмах одного и того же режиссера (Вуди Аллен).

1995
Сюзан Сарандон выиграла “Оскар” за лучшее исполнение главной роли в фильме своего мужа Тима Роббинса (“Мертвец идет!”), довольствовавшегося лишь номинацией на звание лучшего режиссера.

Голландская постановщица Марлеен Хоррис (“Антония”) – первая женщина, создавшая лучший неанглоязычный фильм года.

1996
Наконец-то супруги одержали двойную победу, но в разных конкурсах. Среди исполнительниц главных ролей первенствовала Фрэнсис Макдорманд, снявшаяся в фильме своего мужа Джоэла Коэна (“Фарго”). Это случилось впервые в истории “Оскара”. Джоэл же разделил награду за лучший оригинальный сценарий вместе со своим братом и постоянным соавтором Этаном Коэном.

Кто вы, Родерик Джейнс, номинант конкурса монтажеров? Как выяснилось, это коллективный псевдоним Джоэла и Этана Коэнов, на пару поработавших на монтаже своего фильма “Фарго”.

Эмма Портман стала первой женщиной-кинематографисткой, удостоенной премии “Оскар” за лучшую музыку (“Эмма”).

1997
Восьмидесятисемилетняя Глория Стюарт, участница конкурса лучших исполнительниц ролей второго плана (“Титаник”), установила новый возрастной рекорд для номинанток.

Кейт Уинслет, номинированная на “Оскар” за исполнение главной роли (“Титаник”), стала на пару с Глорией Стюарт (номинация за роль второго плана в том же фильме) соавтором уникального достижения. Эти актрисы являются единственными, кто был удостоен выдвижения на “Оскар” за исполнение роли одного и того же персонажа. Их предшественники в лице Марлона Брандо (“Крестный отец”) и Роберта Де Ниро (“Крестный отец. Часть II”), исполнившие роль дона Вито Корлеоне, сумели победить в своих конкурсах, но сделали это с интервалом в два года.

1998
Трех персональных номинаций удостоен иностранец. Итальянец Роберто Бениньи претендовал на “Оскар” как исполнитель главной роли, режиссер и автор сценария фильма “Жизнь прекрасна”. Победа пришла к нему в конкурсе главных ролей, что превратило Бениньи в первого актера-лауреата, исполнившего свою роль не на английском языке.

1999
Введено новое правило: теперь адресатами “Оскара” за лучший фильм года могут быть не более трех продюсеров.
Было нарушено в этом году ради "Древа жизни", список номинированных продюсеров которого расширен до 4 имен.
2000
“Крадущийся тигр, затаившийся дракон” установил рекорд в 10 номинаций для иноязычных фильмов, номинированных на “Оскар”.

Стивен Содерберг повторил достижение Майкла Кертица, установленное в 1939 году. Теперь история Киноакадемии знает двух режиссеров, получивших по две номинации в “своем” конкурсе. Содерберг был номинирован за “Траффик” и “Эрин Брокович”, Кертиц – за “Ангелы с грязными лицами” и “Четыре дочери”.

2001
Небольшой скандальчик возник вокруг присуждения Акиве Голдсману премии за лучший сценарий (“Игры разума”), так как он удалил из биографии Джона Форбса Нэша, лауреата Нобелевской премии, практически все неприглядные детали, которыми изобиловала его жизнь вне математики.

Киноакадемия выдвинула на “Оскар” за оригинальный сценарий режиссера фильма “Помни” Кристофера Нолана, хотя чуть ли не всем было хорошо известно, что эта картина снята по рассказу его брата Джонатана.

2002

Чернокожий актер Уилл Смит стал первым, кто отказался прибыть на церемонию награждения, после чего ему в хвост пристроилась целая толпа белых отказников. Причина:сложная обстановка в связи с войной в Ираке.
Какие только объяснения не придумывали знаменитые актеры, один за другим отказывавшиеся от приглашения посетить церемонию награждения! Даже номинированный на“Оскар” за роль второго плана великий Пол Ньюман (“Проклятый путь”) сослался на необ-ходимость участия в… Автогонках в Мексике. В его-то 78 лет!

А вот у Анджелины Джоли, наоборот, и мысли не было пропустить такое торжество. Она рассчитывала блистать в “Kodak Theatre” в роскошном наряде, приобретенном за 3 тысячи фунтов стерлингов. Однако некий злоумышленник похитил платье Анджелины, забравшись в машину ее модельера накануне церемонии.

Дастин Хоффман не был бы Дастином Хоффманом, если б не придумал оригинальное объяснение своей явки на церемонию. Оказывается, он пришел в “Kodak Theatre” в знак протеста, являя собой молчаливую антивоенную демонстрацию.

Джек Николсон, номинированный на “Оскар” за главную роль (“О Шмидте”), остановился в одном шаге от двух актерских рекордов. В случае победы он мог стать первым в истории Киноакадемии актером, завоевавшим в разные годы четыре статуэтки. Одной из них был “Оскар” за роль второго плана в фильме “Слова нежности” (1983). Кроме того, ему светили лавры первого трехкратного лауреата “Оскара” за лучшую главную роль. Но только светили.

На “Оскар” за лучший сценарий претендует дуэт соавторов – Чарли и Дональд Кауфманы (“Адаптация”). Однако вся пикантность ситуации в том, что Дональд – вымышленный персонаж этого фильма, а не реальный брат Чарли.

“Оскар” за лучший сценарий получил испанский режиссер Педро Альмодовар, фильм которого “Поговори с ней” не был выдвинут Национальным комитетом Испании в конкурс лучших неанглоязычных фильмов. Странно, ведь опальный Альмодовар был номинирован американцами и за режиссуру.

2003
Уникальный рекорд, установленный фильмом “Последний император” (1987), победившим в каждой из девяти своих номинаций, повторил и перекрыл “Властелин колец: Возвращение короля”. На счету последнего было 11 номинаций, каждая из которых оказалась увенчанной “Оскаром”!

Победы Шона Пенна и Рене Зельвегер в разных актерских категориях конкурса признаны самыми предсказуемыми.

София Коппола, победившая в конкурсе сценаристов, увеличила число оскароносцев в своем семействе, пристроившись к отцу, режиссеру Фрэнсису Форду Копполе и деду, композитору Кармине Копполе.

Объявление третьей части “Властелина колец” лучшим фильмом года создает прецедент в истории “Оскара”. В свое время первые две серии “Крестного отца” стали лауреатами “Оскара” в качестве лучших фильмов года, однако третья часть осталась ни с чем. “Властелин” же шел к своему третьему триумфу задом наперед, но в отличие от “Крестного” каждый раз собирал премии. В общей сложности на долю трех серий “Властелина” выпало 17 “Оскаров”!

2004
Четыре (!) из пяти картин, соревновавшихся в категории “Лучший фильм года”, представляли собой экранные биографии реально существовавших людей.

Четверо из пяти соискателей статуэтки в категории “Главная мужская роль” сыграли реально существовавших людей. Исключение составил герой Клинта Иствуда (“Малышка на миллион”), представлявший собой собирательный образ. В то же время прототипом Фрэнки Данна, роль которого исполнил Иствуд, был реально существовавший Даб Хантли, близкий друг писателя Джерри Бойда, написавшего автобиографическую книгу “Горящие канаты: рассказы из угла ринга”. По ней и был снят фильм “Малышка на миллион”.

Мартин Скорсезе выдвинут на “Оскар” за режиссуру в пятый раз. Многие были уверены в победе живого классика Голливуда, однако награда опять обошла его стороной. Таким образом Скорсезе вплотную приблизился к антирекорду, который сейчас делят на пару Альфред Хичкок и Роберт Олтман, по шесть раз проигрывавшие битву за режиссерский “Оскар”.

Благодаря своей победе Клинт Иствуд установил на отметке 74 года возрастную планку для режиссеров-лауреатов “Оскара”. Новый рекорд!

Особую пикантность конкурсу лучших исполнительниц главных женских ролей придал матч-реванш между Аннет Бенинг (“Будучи Джулией”) и Хилари Суэнк (“Малышка на миллион”). Пять лет назад их спор увенчался победой Суэнк (“Парни не плачут”), поэтому многие любители прогнозов предвкушали победу Бенинг. Статуэтка же снова досталась Хилари.

2005

Никто не мог предсказать, что в главных номинациях окажутся сразу же несколько картин, героями которых стали представители сексуальных меньшинств. “Трансамерика” поведала миру историю мужчины-транссексуала, ставшего женщиной, “Капоте” проиллюстрировал несколько страниц биографии знаменитого писателя-гомосексуалиста, и, наконец, “Горбатая гора” пошла гораздо дальше всех остальных, внедрив мужскую любовь в сельское хозяйство.

Такого количества различных наград, что выпали на долю “Горбатой горы”, прежде не собирал ни один оскароносный фильм. “Горе” достались Гран-при Берлинского МКФ, Британской Киноакадемии, Американского киноинститута, Академии прессы, главный “Золотой Глобус” в категории “драма” и т. д. Этот список можно продолжать до бесконечности. “Титаник” и “Властелин колец” отдыхают.

Пять номинаций за “Мюнхен” и три за “Войну миров”, и в результате ни одной статуэтки. Таким образом, повторилась ситуация, имевшая место в 2003 году, когда Академия прокатила два фильма Спилберга, представленных в конкурсе (“Поймай меня, если сможешь” и “Особое мнение”).

Как ни парадоксально, существуют весомые основания, чтобы пожалеть песенку “Как тяжело быть сутенером” – гэнгста-рэп из фильма “Непрерывная сутолока”, отнявшую “Оскар” у соперников в своей категории. Организаторы шоу с особым цинизмом заставили увешанных цепями исполнителей подчистить текст, выкинув из него непригодные для прямой трансляции слова “ниггер” и “дерьмо”. А ведь без них гэнгста-рэп, который, кстати, впервые звучал со столь высокой сцены, превратился в хип-хоп. Даже милостиво разрешенное трансляторами слово “шлюха” уже не могло исправить ситуацию.

2006
Легендарный английский актер Питер О’Тул (“Венера”) удостоен восьмой по счету номинации, которая превратила его в самого беспросветного неудачника гонки за “Оскаром” (восемь безрезультатных выдвижений).

Издевательство над Мартином Скорсезе, занявшее 26 лет, перекрыто по времени издевательством над О’Тулом, длившимся 44 года. Не очень радует и запоздалое признание заслуг гениального итальянского композитора Эннио Морриконе, получившего лишь утешительную почетную статуэтку. А ведь речь идет о человеке, написавшем за 46 лет карьеры в кино музыку к пятистам фильмам (!).

Режиссер Мартин Скорсезе был выдвинут на соискание “Оскара” за режиссуру в седьмой раз в своей карьере (“Отступники”) и впервые победил в конкурсе. Таким образом, триумф Скорсезе превратил Хичкока и Олтмана в супернеудачников розыгрыша.

Испаноязычный фильм “Лабиринт Фавна” не только заполонил традиционно англоязычные категории конкурса (6 номинаций), но и победил в трех разрядах (оператор, художники, грим). Но каково же было изумление создателей этого фильма, когда “Оскар” за лучший неанглоязычный фильм года достался немецкой ленте “Жизнь других”.

2007
Бастующие сценаристы все-таки нанесли церемонии ощутимый удар, отказав Кино-
академии в праве использовать видеофрагменты из номинированных фильмов.

Марион Котийяр, исполнительница главной роли в байопике об Эдит Пиаф “Жизнь в
розовом цвете”, добавила к “Сезару” еще и “Оскар”. Таким образом, американская актерская
премия по прошествии 48 лет вновь отправилась во Францию. В 1960 году лучшей актрисой
была признана Симона Синьоре в драме “Комната наверху” (“Путь в высшее общество”).
Правда, Синьоре снялась тогда в английском фильме.

Творческий тандем Итана и Джоэла Коэнов совершил “хет-трик”, получив “Оскары” сразу в трех разрядах конкурса: лучший фильм, режиссура, сценарий. Братья повторили достижение Роберта Уайза и Джерома Роббинса, совершенное ими в 1961 году, когда они взяли три ключевые награды за мюзикл “Вестсайдская история”.

Из пятнадцати полнометражных документальных фильмов, попавших в расширенный список претендентов на “Оскар”, восемь были связаны с темой войн – прошлых и настоящих.  

• Самой номинированной страной, участницей конкурса неанглоязычных фильмов, является Франция, на счету которой 34 выдвижения на награду.

• Самое большое количество актеров, будущих лауреатов, “испечено” в фильмах Уильяма Уайлера (14). Благодаря участию в его лентах лауреатами “Оскара” стали: Одри Хепберн (“Римские каникулы”), Бетт Дэвис и Фэй Бейнтер (“Иезавель”), Чарльтон Хестон и Хью Гриффит (“Бен-Гур”), Уолтер Бреннон (“Придите и получите”, “Человек с Запада”), Берл Айвз (“Большой край”), Грир Гарсон и Тереза Райт (“Миссис Минивер”), Фредерик Марч и Гарольд Рассел (“Лучшие годы нашей жизни”), Оливия Де Хевилленд (“Наследница”) и Барбра Стрэйзанд (“Смешная девчонка”). Плюс еще один почетный “Оскар”, который достался Гарольду Расселу за работу в фильме “Лучшие годы нашей жизни”.

• Самое большое количество актеров, номинированных на “Оскар” – 36, снималось у режиссера Уильяма Уайлера.

• Самым удачливым постановщиком неанглоязычных фильмов, удостоенных “Оскара”, стал Федерико Феллини, на счету которого четыре такие ленты (“Дорога” (1956), “Ночи Кабирии” (1957), “Восемь с половиной” (1963) и “Амаркорд” (1974)).

• Самым большим количеством номинаций в категории “Лучшая режиссура” отметился Уильям Уайлер (12).

• Самым большим количеством продюсерских номинаций обладает Уолт Дисней (64), представлявшийся к “Оскару” начиная с 1932 года и заканчивая 1969-м. Последняя награда Диснея за мультфильм “Винни-Пух и день забот” (1968) была присвоена великому кинематографисту посмертно. Он же собрал самую большую коллекцию “Оскаров” (25) собрал Уолт Дисней. 12 – за анимационные фильмы, 6 – за короткометражные, 4 – за документальные фильмы и 3 специальные почетные награды.

• Самой неудачливой претенденткой на “Оскар” среди актрис стала Дебора Керр, шесть раз включавшаяся в номинационные списки, но так и не ставшая лауреаткой.

• Самым большим неудачником-претендентом на актерский “Оскар” в 2008 году стал Питер О’Тул, восемь раз безрезультатно участвовавший в конкурсе исполнителей главных ролей.

• Самое большое количество статуэток за один присест собрал Уолт Дисней в 1954 году (4). Он победил в конкурсе анимационных лент (“Гудок, свисток, шлепок и грохот”), в обеих категориях документальных фильмов (“Живая пустыня” и “Эскимос с Аляски”) и конкурсе двухчастевых короткометражек (“Медвежий край”).

• Самой длинной оскаровской речью разразилась в 1943 году актриса Грир Гарсон, удостоенная премии за исполнение главной роли в фильме “Миссис Минивер”. Она благодарила всех и вся в течение 5 минут 30 секунд.

• Самый большой интервал времени от оглашения имен лауреатов и до банкета в их честь – три месяца. Самый первый номинационный список был обнародован 17 февраля 1929 года, а банкет состоялся в “Голливуд-Рузвельт-отеле” только 16 мая.  

• Единственным лауреатом “Оскара”, угодившим в ночь церемонии в тюрьму, стал Збигнев Рыбчински, автор мультфильма “Танго” (1983). Причина задержания – нарушение иммиграционных законов при переезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и последовавший за этим скандал в полицейском участке.

• Единственным лауреатом, проведшим ночь церемонии в бомбоубежище, стал Уильям Уайлер, находившийся в 1943 году в Англии.

• Единственным кинематографистом, выигравшим два “Оскара” под разными фамилиями, стал занесенный в “черные списки” Комиссии сенатора Маккарти сценарист Долтон Трамбо. Он выступал под именами Иэна Маклеллана Хантера (“Римские каникулы”, 1953) и Роберта Рича (“Храбрец”, 1956).

• Единственным режиссером, получившим “Оскар” не как постановщик, а как исполнитель главной роли, стал Лоуренс Оливье (“Гамлет”, 1948).

• Единственным режиссером, который помог получить “Оскар” своему отцу, стал Джон Хьюстон, снявший “Сокровища Сьерра Мадре” (1948), где роль второго плана сыграл Уолтер Хьюстон.

• Единственным режиссером, который помог получить “Оскар” своей дочери, опять же стал Джон Хьюстон, снявший фильм “Честь семьи Прицци” (1985), в котором была задействована на втором плане Анжелика Хьюстон. 

• Единственной парой близнецов, выигравшей “Оскар”, стали братья Джулиус Эпстайн и Филип Эпстайн, соавторы сценария “Касабланки” (1943).

• Единственной парой братьев, каждый из которых выиграл свой собственный “Оскар”, стали сценаристы Джеймс Голдман (“Лев зимой”, 1968) и Уильям Голдман (“Буч Кэссиди и Сандэнс Кид”, 1969).

• Единственные сестры, получившие “Оскар”, – актрисы Джоан Фонтейн (“Подозрение”, 1941) и Оливия Де Хэвилленд (“Каждому свое”, 1946, и “Наследница”, 1949).

• Единственные брат и сестра, удостоенные актерских “Оскаров” – Лайонел Бэрримор (главная роль в фильме “Вольная душа”, 1930/31) и Этель Бэрримор (роль второго плана в фильме “Одно лишь одинокое сердце”, 1944).

• Единственная лауреатка “Оскара”, родители которой также награждены этим призом, – Лайза Миннелли (“Кабаре, 1972). Ее отец, режиссер Винсент Миннелли, стал лауреатом за “Жижи” (1958), а мать, актриса Джуди Гарланд, удостоена почетного “Оскара” в 1940 году.

• Единственная (!) неразведенная семейная пара лауреатов за исполнение главных ролей – Пол Ньюман (“Цвет денег”, 1986) и Джоан Вудворд (“Три лица Евы”, 1957).

• Единственной актрисой, которая получила два “Оскара” за главную роль, играя в дуэте со своими мужьями, стала Элизабет Тэйлор. В фильме “Баттерфилд, 8” (1960) ее партнером был Эдди Фишер, а в картине “Кто боится Вирджинии Вулф?” (1966) – Ричард Бартон.

• Единственная актриса, которая, имея титул леди, завоевала “Оскар”, – британка Пегги Эшкрофт (“Поездка в Индию”, 1984).

• Единственный карлик, который был номинирован на “Оскар”, – Майкл Данн, исполнитель роли второго плана в фильме “Корабль глупцов” (1965).

• Единственный персонаж, за исполнение роли которого три разных актера были номинированы на “Оскар”, – король Генрих VIII (Чарльз Лотон сыграл его в фильме “Частная жизнь Генриха VIII” (1932/33), Ричард Бартон – в картине “Анна тысячи дней” (1969) и Роберт Шоу – в “Человеке на все времена” (1966). Награды был удостоен только Лотон.

• Единственная экранизированная телепьеса, победившая в конкурсе на звание лучшего фильма года – “Марти” (1955).

• Единственным кинооператором, награжденным посмертно, стал Конрад Холл (“Проклятый путь”, 2003).

• Единственный человек, удостоенный пяти различных почетных наград Академии, – актер Боб Хоуп. В 1941 году ему вручили особую серебряную памятную табличку; в 1945 году присвоили звание Вечного члена Академии; в 1953 наградили почетным “Оскаром”; в 1960 году он стал лауреатом Гуманитарной премии имени Джина Хершольта, и, наконец, в 1966 году ему прицепили на лацкан Золотую медаль.

• Единственными актерами-непрофессионалами, выигравшими “Оскар”, стали инвалид Второй мировой войны канадец Гарольд Рассел (“Лучшие годы нашей жизни”, 1946) и камбоджийский беженец доктор Хенг С. Нгор (“Поля смерти”, 1984). Оба исполнили роли второго плана.

• Единственной актрисой, завоевавшей “Оскары” и как исполнительница главной роли (“Хауардс Энд, 1992), и как автор сценария (“Разум и чувство”, 1995), стала британка Эмма Томпсон.

• Единственными актерами, номинировавшимися на “Оскар” в течение пяти десятилетий подряд (с 1960-х по 2000-е), являются американец Джек Николсон и англичанин Майкл Кейн.

• Единственной актрисой, удостоенной “Оскара” за исполнение роли актрисы, также получавшей статуэтку Академии, является Кейт Бланшетт, исполнившая роль Кетрин Хепберн в фильме “Авиатор”.  

• Первым обладателем “Оскара”, которого приветствовали овацией стоя, стал Дэвид Уорк Гриффит, получивший специальную награду в 1936 году.

• Первым кинематографистом, кто сам себе вручал награду (за лучший мультфильм 1936 года “Деревенский кузен”), стал Уолт Дисней.

• Первой актрисой, выигравшей награду два раза подряд, стала Луиза Райнер: в 1937 году была отмечена ее работа в фильме “Великий Зигфельд”, а в 1938-м – в картине “Добрая земля”.

• Первым актером, который выигрывал награду два раза подряд, стал Спенсер Трэси (“Отважные капитаны”, 1937, и “Город мальчиков”, 1938).

• Первой исполнительницей, номинированной на “Оскар” одновременно в категориях “Главная женская роль” (“Белые флаги”) и “Роль второго плана” (“Иезавель”), стала Фэй Бейнтер (конкурс по итогам 1938 года). Лауреатское звание ей принесла работа в картине “Иезавель”.

• Первым, кто отказался от “Оскара”, стал сценарист Дадли Николс (награда была присуждена ему в 1936 году за фильм “Осведомитель”).

• Первым, кто отказался от выдвижения на “Оскар”, стал Джордж Скотт. Он был номинирован за фильм “Мошенник” (1961) в категории ролей второго плана. Он же спустя 10 лет стал первым актером, отказавшимся от присужденного ему “Оскара”. Награда была присуждена ему в 1971 году за главную роль в фильме “Паттон”.

• Первым звуковым фильмом и первым мюзиклом, завоевавшим премию Киноакадемии, стал фильм “Бродвейская мелодия” (сезон 1928/29).

• Первым ремейком, удостоенным награды как лучший фильм года, стал снятый в 1935 году “Мятеж на „Баунти“”. Первая версия фильма была создана в Австралии в 1933 году. Этот фильм не вышел на экраны США, так как студия “Metro-Goldwyn-Mayer” выкупила на него права, решив создать собственную версию.

• Первой цветной картиной, признанной лучшим фильмом года, стали “Унесенные ветром” (1939).

• Первой экранной супружеской парой звезд, одновременно получивших награды за участие в одном и том же фильме, стали Кларк Гейбл и Клодетт Кольбер (главные роли в фильме “Это случилось однажды ночью”, 1934).

• Первым фильмом, выдвинутым на “Оскар” во всех четырех актерских категориях, стал “Мой Годфри”. В конкурсе по итогам 1936 года на награды претендовали Уильям Пауэлл, Кэрол Ломбард, Миша Ауэр и Элис Брэди.

• Первым фильмом, которому “Оскар” был присужден в трех актерских категориях из четырех, стал “Трамвай „Желание“”. В 1952 году лауреатами стали Вивьен Ли, Карл Молден и Ким Хантер.

• Первой парой родственников, получившей “Оскары” в одно и то же время, стали брат и сестра Ширеры. В 1930 году Дуглас Ширер был награжден за запись звука, а Норма Ширер – за главную роль (“Разведенная”).

• Первым автором-исполнителем, награжденным “Оскаром” за лучшую песню, стал Кит Кэррадайн (“Нэшвилл”, 1976).

• Первой победительницей конкурса актрис, пойманной на лжи, стала Джоан Кроуфорд, уверявшая, что в момент объявления своего имени в качестве лауреата “Оскара” за исполнение главной роли в фильме “Милдред Пирс” (1945) испытала прилив счастья. Как выяснилось, в этот момент она лежала в постели с высокой температурой почти без сознания и, конечно, не знала о том, что происходит на церемонии.

• Первой, кто сыграл исполненную ранее роль и был номинирован при этом на “Оскар”, стала Вайнона Райдер (“Маленькие женщины”, 1994). Ее Джо трижды появлялась на экране ранее (1933, 1949, 1978) в других экранизациях одноименного романа Луиз Мэй Элкотт.

• Первым актером, снявшимся в трех из пяти фильмов, представленных к званию лучшей картины по итогам 2002 года, стал Джон Си Райлли, сыгравший в “Чикаго”, “Часах” и “Бандах Нью-Йорка”.

• Первым лауреатом режиссерского “Оскара”, пожизненно лишенным права въезда в США еще в 1978 году, стал Роман Полански, автор фильма “Пианист” (2002).

• Первым лауреатом “Оскара” за песню, написавшим и музыку, и слова, а также исполнившим ее в фильме “Восьмая миля” (2002), но наотрез отказавшимся петь на церемонии награждения, стал Эминем.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий